Человеческая память может вместить большое количество полезной информации, но постоянно храниться в актуальном состоянии будет только то, что часто используется, повторяется, пополняется. Так действует механизм кратковременной и долговременной памяти: сперва запоминаем ненадолго и, если действительно пользуемся, повторяем несколько раз – навсегда. Поэтому заученные для экзамена учебные материалы через пару месяцев забыты большинством учеников и студентов, так как затем не используются в повседневной жизни, и все прошлые усилия по изучению оказываются совершенно напрасны.
Есть приемы для запоминания новых слов и словосочетаний, правила повторения через определенные промежутки времени с учётом механизмов работы памяти.
Как работает наша память: кривая забывания
В XIX-го веке в Германии местный психолог-исследователь Герман Эббингауз занимался изучением процесса запоминания и механической памяти, вывел зависимость между изучением и повторением. Ученый проводил множество экспериментов, установил оптимальную периодичность повторения, позволяющую запоминать новые слова надолго и даже навсегда. Но результаты исследований Эббингауза, к сожалению, мало где используются сейчас в учебной практике.В наше время общеизвестным фактом является понимание того, что человеческая память разделяется на кратковременную и долговременную. Новая информация остается в оперативной памяти, а если она используется постоянно, повторяем раз за разом, переходит в долгосрочную память. Задача при изучении языковой лексики – перевести её из хранилища краткосрочной памяти в банк знаний, который останется с вами навсегда. И для этого разработаны понятные механизмы усвоения новых знаний.
Рабочие техники изучения английской лексики
Мы собрали 7 самых эффективных техник запоминания новых слов, которые помогут далеко продвинуться в изучении английского языка.
Соблюдайте интервалы повторения
Запомнить новые слова на продолжительное время поможет режим повторений. Эббингауз доказал, что существует 6 самых важных повторов для мозга:
- Сразу после изучения новых слов
- Через 20-30 мин
- Спустя 1 день
- Через 2-3 недели
- Через 2-3 месяца
- Через 2-3 года
Изучайте то, что вам нравится
Вспомним уроки английского, как мы учили его в школе? Вот новая тема («Животные», «Каникулы», «Мой дом»), а вот список слов к ней. А если тема будет основана на ваших интересах?
Увлекаетесь приготовлением блюд? Учите слова, которые можно использовать для общения на различных международных сайтах, создания блогов и видео на английском, чтения книг и статей о кулинарии и просмотра кулинарных шоу на языке оригинала. Высокая мотивация, заинтересованность ученика позволят выучить слова намного легче и быстрее.
Осмысление помогает изучению новых материалов
Осмысляйте и обдумывайте то, что вы учите. Материал, прошедший эти процедуры, наполнится новыми значениями, это уже будет не просто набор звуков и слов. В памяти в нужный момент всплывут мысли, которые связаны с изученным материалом. Изучение с использованием осмысления происходит в 6 раз быстрее.
Важно знать, как правильно организовать изучаемое: используйте дорожные карты, схемы, таблицы, диаграммы, картинки. Очень хорошо работает техника чтения с прогнозированием: после чтения первых 2-3 предложений попробуйте закончить рассуждение. Попытка изложить чужую мысль своими словами поможет запомнить её надолго.
Подключите все пять чувств
Используйте ассоциации, пусть разум нарисует целостный образ, связанный со словом! Попробуйте дополнить этот образ тактильными ощущениями: звуками, запахами, вкусами; произнесите и прослушайте внимательно слово, пропойте его, ощутите особенности произношения. Читая рецепт, представляйте себе, как вы готовите это блюдо, пробуете его: «Разогрейте сотейник (saute pan), положите в него сливочное масло (butter), выложите овощи (vegetables), убавьте огонь и тушите до готовности». Представьте, как вы делаете все это, включите новые слова в эту красочную картинку! А еще лучше если осуществите все это в реальности.
Меняйте окружающую обстановку при обучении
Регулярная смена окружающей обстановки во время изучения языка помогает связывать контекст и новые выражения: изучайте новое в разных помещениях и местах: в вагоне метро, в автомобиле, за рабочим столом, во время завтрака, в парке на скамейке, на утренней пробежке. Это будет стимулировать мозг, поможет избежать скуки и ощущения рутины, привыкания к занятиям в одном и том же месте. И в целом, поможет поддержать интерес к изучению языка.
Занимайтесь понемногу, но регулярно
Не пытайтесь выучить все и сразу: учите не более 10 слов. Запоминайте материал маленькими частями, это происходит легче, если вы занимаетесь регулярно — даже 15-20 минут ежедневно даст положительный эффект. После небольшого изучения словесного блока делайте перерыв. Используйте технику импульсного запоминания: появилось немного времени ожидания в кафе за обедом – открывайте приложение на телефоне или запускайте аудиозапись с новыми словами.
Самое важное изучайте в начале и в конце занятия
Замечали, что легче всего запомнить начало текста? Начало урока вы слушаете намного внимательнее, чем середину, внимание неизменно постепенно пропадает после первого мнемонического «рывка». Изучайте слова, которые плохо запоминаются, в начале и в конце занятия по-английскому. А также, подытоживайте все полученные новые знания за прошедший день.
Придумывайте истории
Чтобы разучить несколько слов одновременно, которые не связаны друг с другом, свяжите их в одну историю. Запомнитькороткий отрывок рассказа намного проще, чем набор бессвязных слов, потому что в повествовании есть сюжет и его можно воссоздать заново в своей памяти.
Сочиним рассказ с пятью случайными английскими словами: пруд (pond), куртка (jacket), хлеб (bread), приближаться (approach), камин (fireplace). Из этих слов можно составить вот такую историю:
К пруду подошла девочка. Она была одета в серую куртку. Девочка несла хлеб. Она собиралась покормить уток. Но когда она приблизилась к пруду, то не увидела там ни одной утки. «Сегодня холодно, — подумала девочка, — утки, наверное, дома, греют лапки у камина».
A girl walked to the pond. He was dressed in a grey jacket. The girl was carrying a loaf of bread. She was going to feed the ducks. But as she approached the pond, she saw no ducks there. «It’s chilly today», the girl thought, «the ducks must be at home, warming their feet at the fireplace»
Не страшно, если история выйдет чересчур странной или даже абсурдной, ведь необычное запоминается лучше и быстрее.
Применяйте прогрессивные техники запоминания
Яркие карточки с картинками, стикеры с английскими названиями этих предметов, якорные образы – есть из чего выбирать в способах обучения. Продумайте якорный образ при запоминании, которые будут отпечатываться в памяти. К примеру, chicken (курица) – «курица говорит чикен-чик-чирик». В данном случае образ выстроен на звукоподражании. Существуют специальные мнемонические словари: образы уже придуманы, осталось их только использовать для изучения нового материала. Так изученное на занятиях приобретет дополнительный объем и обретет новые связи в вашей памяти.
Неизвестно, какие из этих советов будут работать именно у вас – пробуйте их и комбинируйте! Самое главное — что бы вы ни делали при изучении английского языка, вам должно все это нравиться. Найдите единомышленников, с которыми вам интересно общаться. Выбирайте книги, которые будете читать с упоением. Смотрите фильмы и сериалы на английском языке, которые можете смотреть с интересом и не отвлекаться на другие дела. Примите участие в мероприятиях, где сможете показать на практике свои знания и заводить интересные знакомства. Разговаривайте на те темы, которые вам интересны и полезны. Английский язык нельзя выучить раз и навсегда, его изучение — путешествие, которое занимает целую жизнь, поэтому главное, чтобы оно приносило удовольствие. Успешного и интересного обучения!